
Во время Первой мировой войны модельер был мобилизован, что стало для этого убежденного гуманиста страшным потрясением. Но и мирное время не принесло ожидаемой радости. Изменилась жизнь, и женщины, огрубевшие за время войны, уже ничем не напоминали спящих красавиц.
Страстный поклонник современного искус¬ства, Пуаре интересуется им не только как коллекционер. Он собирает вокруг себя художников, писателей, графиков, декораторов, всех представителей творческих профессий, отмеченных новаторским талантом. Более того, он открывает в 1911 году В Париже студию «Мартина» (по имени младшей дочери), в которой молодые женщины обучаются основам декоративно-прикладного искусства - созданию ковров, светильников, тканей, различных мелочей для украшения дома. Для продажи этих оригинальных изделий открывается магазин «Мартина», а затем и отделы в универмагах. В прессе появляются фотографии интерьеров, внутреннего убранства, мебели, выдержанных в одном стиле, наполненные предметами декоративно-прикладного искусства. Дусе, постаревший, но по-прежнему деятельный и неутомимый, с энтузиазмом поддерживает это начинание. Понимание связи моды и рекламы, организация праздников и спектаклей, сумасбродства и удивительные находки... Поль Пуаре прославился еще при жизни.
Затем Пуаре обращает свой взор на создание тканей. Вместе с молодым Раулем Дуфи он производит переворот в текстильном производстве. И вот уже весь мир восторгается фактурой и качеством тканей для одежды и обивки мебели.
Помимо создания одежды, Поль Пуаре в 1911 году (за десять лет до Chaпel и за пятнадцать до Laпviп) выпустил первые духи «Розина» (по имени старшей дочери). Весь цикл - создание аромата, дизайн флакона, упаковка, реклама, распространение - был задуман и осуществлен самим модельером. Пуаре вторгся в область, монополизированную французскими парфюмерами. Сейчас мы можем оценить значение этого начинания.
Его видение путей развития моды коренным образом отличалось от взглядов его предшественников. Как Прометей, освободившийся от цепей, Пуаре представляет в 1908 году силуэт эпохи Французской революции. Ниспадающая юбка, не доходящая до пола, и завышенная талия позволили женщине наконец-то избавиться от корсета. Это противоречило приличиям, но меньше чем за два года новшество было принято единодушно. В 1909 году, благодаря первому парижскому сезону Русского балета, элита открыла для себя прелесть Востока. Пуаре немедленно включил восточные мотивы в свои коллекции и, не колеблясь, переодел дам в костюмы наложниц - шаровары, тюрбаны, яркий орнамент... В этом же году торговля предметами роскоши перемещается на запад Парижа. Пуаре поселяется в особняке XVIII века на улице Фобур-Сент-Оноре и реставрирует его с помощью Луи Су в стиле зарождающегося ар-деко. Модели калифа моды вызывают пересуды, но находят признание во всем мире. Костюмы Пуаре отличаются экзотичностью - будь то кимоно гейши или украинский народный костюм. В наше время подобные мотивы часто встречаются в творчестве молодых модельеров.
Поль Пуаре родился в 1879 году в семье торговца. Начав работать у Дусе как художник, он продолжил обучение мастерству у Уорта и в 1904 году открыл свой дом моды. Его концепция разительно отличалась от общепринятой и потрясла вчерашние устои. По убеждению Пуаре, кутюрье обязан не только заниматься модой, но и проявлять себя в различных областях сферы прекрасного. Первые опыты Пуаре как модельера имели огромный успех. Пуаре занимался не только созданием одежды, но и всем комплексом прикладных искусств, стремясь подчинить их единой творческой концепции. Никому из тех, кто пытался следовать его примеру, не удалось создать столь могущественную империю моды, подчиненную одному имени. В наше время многие известные дома также выпускают совершенно разную продукцию под одной маркой. Но тогда, в начале ХХ века, то, что делал Пуаре, шло вразрез с общепринятыми нормами.
Мало кто знает, что «господин Жак» первым разглядел талант молодого Поля Пуаре. Молодой художник, придя в дом Doucet, придумал знаменитый белый костюм для несравненной Сары Бернар в спектакле «Орленок». Казалось, модельеров многое разделяло, но глубокое взаимное уважение связывало их, как мостик между двумя мирами. Учитель предчувствовал, понимал и принимал грядущие революционные перемены в моде, но не мог, даже если бы хотел, применить их в своей работе. Это сумел сделать Пуаре, его друг и помощник.
Но великий Дусе заслуживает того, чтобы о нем вспомнили, и по другим причинам. Под внешностью благополучного обеспеченного господина модельер скрывал обостренную чувствительность и непомерное честолюбие великого коллекционера. Он создал замечательную галерею мебели, предметов искусства, живописи и скульптуры XVIII века. Но в 1912 году его первая коллекция была распродана. Со временем он заинтересовался постимпрессионизмом и, чуть позже, зарождающимся кубизмом. В конце жизни этот седобородый красавец, оставив мечты о мировой славе, стал близким другом Пикабии и Марселя Дюшана, а Андре Бретон, Луи Арагон и Пьер Реверди собирали для него рукописи современных авторов. Коллекции Жака Дусе с 1925 года сосредоточены в Нейи в небольшом особняке модернистской архитектуры. Там хранятся творения Бранкузи, Де Кирико, Брака, Миро и Массона, мебельные гарнитуры, созданные Легреном, Эйлин Грей и Коардом, а также знаменитые полотна: «Заклинательница змей» Анри Руссо, завещанное государству, и «Авиньонские девицы», купленное лично у Пикассо.
Эти элегантные костюмы полностью удовлетворяли высшее общество. Следуя жесткому расписанию светской жизни, дама меняла туалеты по пять раз на дню. Установленные правила, по которым существует свет, безусловно, не давали развернуться фантазии модельера. Строгие каноны, по которым создавалась одежда, исключали любую неординарность. И тогда Пуаре начал придумывать костюмы для актрис Сары Бернар, Сесиль Сорель и, конечно же, для Режаны, оставляя всем остальным возможность принять плоды своего творчества или отвернуться от них. В то время театр играл ту же роль, что и современные показы высокой моды, - он пропагандировал новые модные веяния. Домашние платья (на английский манер tea-gowп), создаваемые домом Doucet для дам полусвета, как нельзя лучше подходили этим тепличным растениям. Бель-эпок унесла с собой легкий шелест этих туалетов, кружевные оборки цвета увядших листьев, пленительный изгиб силуэтов, созданных «господином Жаком», последним кос¬тюмером уходящего общества.
Что мы знаем сегодня о знаменитом в свое время Жаке Дусе, кроме того, что он основал две библиотеки и завещал их государству? Он родился в 1853 году в богатой семье, которая под вывеской Doucet Lingerie успешно торговала на улице де ла Пэ с 1824 года. Этот буржуа, скромный, элегантный, изящный, безуспешно стремился проникнуть в высшее общество, для которого работал. В конце XIX века, по примеру Уорта, он превратил унаследованное предприятие по производству роскошного белья, кружев, батистовых рубашек ручной работы в настоящий дом моды. Продолжая семейную традицию, «господин Жак», как снисходительно называли его известные клиенты, создавал свои изящные модели из легких, невесомых, полупрозрачных тканей. Эти тонкие как паутинка платья из тканей в пастельных тонах напоминали нежными красками и XVIII век Ватто, и полотна импрессионистов. Изысканные произведения швейного искусства не обнажали, а лишь приоткрывали женскую красоту.
А вот одежда мужчин и женщин, принадлежавших к высшему обществу, за последние два века практически не изменилась. Фасон мужского костюма сложился в конце XVIII века и сохранился до наших дней, мода влияла только на детали. Дамское платье отличалось разнообразием тканей и отделки, но при этом силуэт его оставался таким же, как и в эпоху Возрождения. (Мы не будем говорить здесь о недолгой наполеоновской эпохе, когда в моду вошел античный стиль, так как он не получил дальнейшего развития.) В течение четырех веков мода требовала, чтобы силуэт женщины походил на песочные часы. Ношение корсета, придающего фигуре пленительный изгиб и стройность, было обязательным. Ни одна модница не могла ни зашнуровать, ни снять это сооружение без посторонней помощи. И только Пуаре подарил дамам одежду, с которой можно было справиться самостоятельно. За время с 1870 по 1900 год - от воцарения великого Уорта, признанного отца высокой моды, и до правления Жака Дусе, последнего знаменитого модельера XIX века, - облик прекрасных дам не претерпел революционных перемен. Туалеты каждого нового сезона отличались лишь отделкой. В моде господствовал декоративный стиль с огромным количеством деталей, набивным рисунком, драпировками. Силуэт платья, принятый в 1880 году, сохранился до начала века, стиль модерн только придал его линиям текучую гибкость и изящество. Мода должна удивлять, чтобы обольщать, мода должна обновляться, чтобы продаваться. Однако в ту пору она меняется лишь слегка, для того чтобы соответствовать чуть изменившимся обстоятельствам. Дороги моды и привычного порядка разошлись с появлением гения Поля Пуаре в 1908 году. За годы Первой мировой войны традиционные устои рухнули окончательно. Взлет творческой мысли остановить уже было невозможно.
Влияние улицы на развитие индустрии моды стало заметнее. На прилавках магазинов появилась довольно строгая, добротная одежда. Разряженных дам понемногу приучали к мысли, что платье может быть практичным, отвечая требованиям нового времени. Нежные создания пересаживались из кареты в автомобиль и робко предавались радостям прогулок на свежем воздухе. В обиходе появилось новое слово, звучащее странновато, но произносимое с особым английским шиком, - спорт.
В конце XIX века благодаря транспортной революции люди стали больше путешествовать, узнавали культуру других стран и народов. Развитие промышленности обещало в ближайшем будущем сделать счастливой и беззаботной жизнь большинства людей. Всемирные выставки 1878, 1889 и 1900 годов, устроенные в Париже и других столичных городах, распахнули окно в огромный мир, что, безусловно, сыграло на руку индустрии моды. Бурно выросла торговля предметами роскоши. Технический прогресс в производстве превратил в общедоступные вещи, которые раньше предназначались только для избранных. В стремлении угодить массовому покупателю соревновались крупные универмаги – Au Bon Marche, Le Printemps, Bonheur des Dames...
Если бы французский двор с его традициями и строгими правилами уцелел после Франко-прусской войны, создатели моды не получили бы такой свободы творчества и не могли бы в полной мере продемонстрировать индивидуальность. В республиканской Франции, в отличие от европейских монархий, не действовал закон против роскоши и чрезмерных расходов, поэтому модельеры позволяли себе не ограничивать полет фантазии. Париж 1900 года крайне настороженно относился к чужакам, высокомерно считая провинцией все, что находилось за пределами Вандомской площади и прилегающих к ней улиц. Но тем не менее этот самый Париж, оберегающий собственную независимость, становился катализатором творческой энергии всех тех, кто тянулся в этот город. В огромный фильтр модной столицы попадали таланты, идеи и замыслы со всего мира - там они сливались, перемешивались, просеивались, делаясь частью сильного и чистого течения - парижской высокой моды. Париж обладал удивительным свойством превращать в четкие концепции такие эфемерные понятия, как веяние времени, чувство изящного, тонкий вкус.
А тогда, в 1900 году, высший свет, блестяще описанный Марселем Прустом, еще не знал, что его дни сочтены. Благородная аристократия, гордость Французской империи, огромные состояния, роскошь... Прекрасная эпоха переживала последние часы своего величия.
Период между Франко-прусской (1870-1871) и Первой мировой (1914-1918) войнами стал для Парижа и парижан «золотым веком». Франция образца 1900 года была озабочена лишь своим положением, своими доходами и своими желаниями. Она пока не замечала, или не хотела замечать, что за дверью старого мира притаилось странное чудище - «новейшая эпоха». Уже через несколько лет оно поглотит все, установит свои порядки. Приближались война, потрясения и революции... В начале века в Париже жили и работали Аполлинер, Пикассо, Стравинский, Дягилев, Кокто, Сантос-Дюмон... Поль Пуаре присоединился к когорте талантливых преобразователей. Война приостановила его взлет, отложив на десятилетие всплеск современного искусства.
В XIX - начале ХХ века центром моды по-прежнему оставался Париж. Не просто город, европейская столица, сердце Франции... Париж - независимая, могущественная, процветающая империя, безраздельно господствующая в мире моды. Над созданием предметов роскоши трудились лучшие умы, передавая молодым мастерам собственное понимание прекрасного, навыки, умения и тщательно оберегаемые секреты. Индустрия моды производила все: от костюмов и тканей до аксессуаров. Особое место в женских сердцах занимали ювелирные украшения, открывались известные дома Chaumet и Faberge. Мода по-прежнему служила избранному обществу, которое соблюдало свои незыблемые правила и законы и чье финансовое положение и значимость были крепки, как никогда.
Прекрасная эпоха моды
Мода, жизнь, истории
Прекрасная эпоха моды